Мария Парамонова

Основные заслуги и достижения

Автор четырех книг стихов: «Галерея грез»(2007) и «Млечный путь»(2012), «Марьин скит»(2016), «Лучезарные стихи»(2019).

Член Союза писателей России (2010), заместитель председателя правления Смоленской областной организации Союза писателей России (с 2013 г. по н.в.), главный редактор сайта организации.

Лауреат литературных конкурсов:
Всероссийского конкурса поэтических произведений к 1150-летию Смоленска (2012)
Областного поэтического конкурса, проводимого Домом поэзии Андрея Дементьева (2015)
Международного конкурса лирико-патриотической поэзии им. И.Григорьева (2015)
Международного литературного конкурса имени К. Симонова (Беларусь, 2018 – Проза, Поэзия, 2019 — Проза)
Международного литературного конкурса на соискание премии Александра Куприна (2018, номинация «За поэтическое мастерство»)
Конкурса афоризмов журнала «Ёрш» (2018, под псевдонимом Мира Валдай)
Конкурса исторической поэзии «Словенское поле» (2019)
III открытого литературного конкурса «Поймай удачу» (2019)

Член жюри детских конкурсов поэзии, руководитель детской литературной студии «Родничок» при Смоленской детской областной библиотеке им. И.Соколова-Микитова (2014-2017 г.). Журналист, автор статей о литературной жизни, рецензий на книги современных писателей.

Ссылки на ресурсы

Авторский сайт

Произведения

Снежный барс

Я проснулась, улыбаясь,
Краток сон в дорожной мгле,
Снилось, что на снежном барсе
Довелось кататься мне.

Взоры глаз его раскосых
Ранят с нежностью стрелы.
Вихри пятен и полосок
На спине его теплы.

Он загадочен и грозен,
Он надёжен и зубаст,
Но хвостом ударил оземь
И исчез мой снежный барс.

В изборском поле...

В изборском поле землянику рвать,
в ключах словенских ноги промочить,
стрелять из арбалета по мишени…
Увидеть холм, штурмующую рать,
себя от дисциплины отучить
и очевидных взвешенных решений…

Коснуться стен истории самой,
когда «ковали скобы скобари»,
купить платок, расшитый петухами…
Уснуть в автобусе, летящем в смоль,
и сердце убаюкать – до зари…
Душа согреется и прорастет стихами.

Марсова зарница

Уже мерцает путь на ряби вод,
и диск Луны, оглаженный на треть,
в неясном ореоле нежно жёлт,
стремится грани берегов стереть.

Сверкая пылко, мчится Марс к Луне,
и вот, скатилось Солнце за мостом,
но вечер стал подобен пеклу не
в беспечном здесь, а там – в раю морском.

Здесь – гуще сумерки, запел комар,
мелодии откуда-то слышны,
а там – уже надел доспехи Марс
и гонит по костям каток войны.

Луну закрыла облачная тень,
и марсова зарница сеет страх:
они сошли – не здесь, но в этот день,
за горизонт в мареновых вихрах.

Земля ранима и прекрасна!

Земля ранима и прекрасна!
Скажите детям разных стран,
Чтоб, этой истине согласно,
Земля оправилась от ран.

Чтоб не взрывались самолёты,
Не гибли беженцы в пути,
Чтоб от священных переплётов
Огонь воинственный утих.

Возможно ль, что Земли ландшафты
Повергнет в хаос разум наш,
И перед взором космонавта
Предстанет гибельный пейзаж:

Пылает гневом Бетельгейзе
И нервно-бледен Альтаир,
Взрывается, в кипящей бездне,
Не заслуживший мира мир…

Сердце

У сердца необычное устройство –
Через себя качает день за днём
Отчаянье, любовь и беспокойство
Смешной мешочек с клапанами в нём.

Неужто просто мышцы и сосуды –
И счастья и несчастья виражи –
Своей работой совершают чудо
Которое зовётся наша жизнь?

Вот-вот настигнет полная блокада,
Затихнет миокардова струна,
Врата откроет рая или ада
А дальше – остановка. Тишина.

Соль

По горсти соли каждый день
На хлеб обыденности нашей.
Не средоточие идей,
А день пропавший.

По горсти соли каждый день
Простой молитвой запиваю,
И вдоль ресниц морщинки, где
В ручьях течёт вода живая…

По горсти соли. «Сыпь смелей!» –
Вещаю раною открытой.
Не отложение солей –
Симптомы соледефицита.

Баллада о сожжённых

Гликерья двадцать лет рыдает в келье,
Под Псков-Печерой* близких потеряв.
И молится без устали Гликерья
И в келье, и у стен монастыря.

И будто заклинает эти стены
Сестёр-монахинь в горе уберечь,
Христовым Рождеством благословенны**,
День ото дня одну заводит речь:

-Молитесь сестры,
На пороге враг,
И для него неведом Божий страх!

— Ну, милая, не надо, обойдется —
Сестра Аполлинария твердит.
Но вечером поляки и литовцы
Пожаловали с запада к Твери.

Смоленск в осаде, Псков уже потерян,
Безумие и смута на Руси.
— Неужто ты права была, Гликерья!
О, Господи! Помилуй и спаси!

-Молитесь сестры,
На пороге враг,
И для него неведом Божий страх!

В горящем храме, стоя у иконы,
Гликерья и спокойна и строга.
И Господу – последние поклоны,
Пред гибельным нашествием врага.

И бег веков не поменяет сути…
Вскипает зло горючею рекой,
Пылают окна, погибают люди,
Их души со Святыми упокой!

Молитесь сестры,
На пороге враг,
И для него неведом Божий страх!

* Псково-Печерский монастырь в 1581-1582 годах выдержал жестокую осаду войсками Стефана Батория. Вместе с монахами обитель защищали стрельцы, их жены и даже дети.
** Христорождественский женский монастырь, расположенный к западу от центра Твери, в Смутное время был разграблен и сожжен дотла, монахини погибли. Уцелевшие пять монахинь во главе с матушкой Аполлинарией после отступления захватчиков вернулись на пепелище и продолжили службу.

Кто говорит на древнем языке...

Кто говорит на древнем языке,
На том, что был до Вавилонской башни,
Накоротке с грядущим и вчерашним,
С живым и неживым накоротке?

Новорождённый крохотный малыш,
Пришедший из неведомого рая,
Поёт о нём, язык единый зная,
Но cлышится нам детский лепет лишь.

Он — делегат заоблачных высот,
Полны всепониманием глазёнки,
И голосок пронзительный и звонкий
Родителям любовь небес несёт.

«Агу» звучит с тех пор, как создан мир —
Вот языка утраченного слово,
Единой для людей первоосновы,
У Бога бывшей, бывшей Им самим!

Но подвиг понимания не прост:
Один малыш среди больших не воин.
Язык родни он вынужден усвоить,
И полыхает на планете рознь.

Очнитесь люди, неужели зря
Спасительное чудо с вами рядом:
Два малыша, соединившись взглядом,
На языке забытом говорят!

Весы

Проходят годы и летят часы.
Меня не видишь от того, что здесь я.
В руках твоих – сомнения весы,
Их чаши не приходят в равновесье.

На левую, прозрачны и легки,
Положены и светятся украдкой
Простые лучезарные стихи.
И через край стекают струйкой сладкой.

Другую чашу правильностью форм
Венчает диадема строгих чисел,
Что веруют в определённость норм
И даже прибыль называют чистой.

Блаженство пробуждений, чуткость снов,
В которых не разжать объятий наших –
Всё то, что значит лучшее из слов –
Любовь – положено на левой чаше.

Но правая колеблется слегка,
И вниз ползёт, не уступая левой,
Когда приходит весть издалека
И в чашу падает – гордынею и гневом.

Проходят годы и летят часы.
Меня не видишь от того, что здесь я.
В руках твоих – сомнения весы,
Их чаши не приходят в равновесье.